Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Троицкий многофункциональный культурный центр»

Троицкая межпоселенческая модельная библиотека имени Р.М.Попова

 

clip_image002.jpg

 

 

«Современные компьютерные технологии – библиотекарям»

Комплексная целевая двухуровневая

Программа дифференцированного обучения библиотечных сотрудников компьютерной грамотности

Адрес: 659840, Алтайский край, Троицкий район, с.Троицкое, ул.Пушкина,11
Часы работы - с 8.00 до 18.00 местного времени,
Телефон для справок: (838534) 22-0-61

Руководитель (Малыхина Наталья Федоровна, 8-385-34-202-0-61,e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)

Методист (Головань Ольга Александровна, e-mail Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.)

             e-mail библиотеки   Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшими направлениями деятельности специалистов являются: повышение профессионального мастерства сотрудников, разработка и внедрение новых форм повышения квалификации, продвижение и развитие информационных технологий, работа по инновационным проектам, способствующих адаптации сотрудников к инновационным процессам.

В состав МБУК  «Троицкий многофункциональный культурный центр» входит 16 библиотек: 1 межпоселенческая модельная библиотека, 1 детская библиотека и 14 поселенческих библиотек-филиалов.

Динамика библиотечной сети за пять лет: Таблица 1 - общее число библиотек Троицкого района (на основе суммарных данных по 6-НК):

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

17

17

17

16

16

Таблица 2 - Анализ кадрового состава за 2015-2019 гг.

                                        Из них специалистов по возрасту:

Возраст библиотечных работников

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

до 30 лет

6

3

1

1

1

от 30 до 55

14

16

20

21

20

свыше 55

5

6

4

2

2

Всего

25

25

25

24

23

По образованию:

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

среднее

3

3

5

5

6

ср.спец.

13

13

11

10

9

в т.ч. библиотечное

3

3

3

3

3

высшее

9

9

9

9

8

в т.ч. библиотечное

7

7

7

6

5

Всего

25

25

25

24

23

По стажу работы:

 

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

от 0 до 3 лет

6

7

5

6

6

от 3 до 10 лет

5

5

7

8

7

свыше 10 лет

14

15

13

10

10

Всего

25

25

25

24

23

Из приведенных выше таблиц видно, что в библиотеках Троицкого района процент библиотекарей работающих по профессии в 2019 г. составляет 34,8 % от  количества всех сотрудников библиотек района. В библиотеках района работают 39,2 % специалистов др. профессий и 26 % со средним образованием.

Активное внедрение автоматизации в сферу информационно-библиотечного обслуживания, стремительное развитие информационных ресурсов, а также способов доступа к ним потребовало усложнения профессиональных знаний библиотечных работников. Обучение персонала работе с современными компьютерными технологиями относится к приоритетному направлению в системе повышения квалификации сотрудников муниципальных библиотек. Опыт   работы   передовых   библиотек   подтверждает   эффективность многоступенчатой системы обучения, адаптированной для разных   категорий.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Повышение уровня профессионального мастерства библиотекарей района как решающего фактора улучшения библиотечного обслуживания населения района и упрочнение престижа библиотеки как информационного, образовательного и культурного центра.

ЗАДАЧИ:

1.    Модернизировать систему непрерывного образования всех работников библиотек района.

2.    Обеспечить дифференцированный подход к повышению квалификации библиотечных сотрудников в зависимости от их стажа работы и образования

3.   Использовать разнообразные и взаимовыгодные дополняющие друг друга   инновационные формы и методы работы в деятельности повышения квалификации.

4. Создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала работников в профессиональной библиотечной деятельности 

5.   Организовать дифференцированное обучение: для сотрудников, имеющих опыт работы с компьютером и для сотрудников, не имеющих такого опыта.

ОБОСНОВАНИЕ

Если современные дети и молодежь пользуются компьютером очень уверенно и «блуждают» по «бескрайним просторам» Интернета, что называется, с закрытыми глазами, то работники библиотек Троицкого района до сих пор, несмотря на то, что компьютер уже давно не является диковинкой, испытывают в работе с ним серьезные трудности. А Интернет для них - «непроходимые дебри», куда без «провожатого» лучше «не соваться». В библиотеках района слишком медленно растёт уровень компьютерной грамотности. Для большинства сотрудников проблема набрать на компьютере план и отчёт, оформить собственный сценарий. Только единицы владеют   программой создания слайд-презентаций. Сегодняшняя действительность такова, что человек, не владеющий компьютером, не может в полном объёме справляться со своими должностными обязанностями. А это, в свою очередь, заставляет задуматься о его профпригодности. Практики массового обучения работе с ПЭВМ в Троицком районе нет, что и вызвало необходимость развития системы обучения библиотечных сотрудников непосредственно в библиотеке.

Мы будем использовать поэтапное проведение занятий по изучению различных программ. Первый этап дает минимум представлений о той или иной программе, второй – закрепление начальных навыков на рабочих местах в отделах, третий – углубленное изучение тех же тем, четвертый – закрепление полученных навыков на рабочих местах, пятый – возможность проведения итоговых индивидуальных консультаций по возникшим вопросам в ходе самостоятельного использования программного продукта.

Реализация данной программы является частью важной социально значимой работы по получению библиотекарями новых знаний, по их адаптации к современным технологиям и более уверенному существованию в новой технологической среде.

Группы для обучения формируются в зависимости от уровня начальной подготовки и специфики направлений работы, а также учитываются личные пожелания слушателей.

1 УРОВЕНЬ – начинающий пользователь ПК

2 УРОВЕНЬ – уверенный пользователь ПК

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Реализация данной программы позволит:

  • повысить уровень профессионализма библиотекарей;
  • повысить престиж профессии;
  • повышение уровня образованности сотрудников библиотек в области использования новых информационных технологий закладывает фундамент для построения корпоративного общения с другими организациями.

Библиотекарь должен быть с веком наравне. Требования к использованию персонального компьютера в библиотеке будут повышаться вместе с развитием электронной техники и новых информационных технологий. Мы живем в эпоху информации, библиотека является информационным центром. Электронная техника всего лишь инструмент для управления потоком информации. Поэтому настоящее и будущее библиотек находится в руках библиотечных работников настолько же, насколько в руках технических специалистов, то есть в человеческих руках.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы необходимы трудовые, информационные, финансовые ресурсы.

Трудовые ресурсы:

Директор, методический, информационно-библиографический отделы, заведующие библиотеками, заведующие отделами, библиотекари ЦБС.

Информационные ресурсы:

  • Связь с методическими центрами - АКУНБ.
  • Тиражирование методических пособий, развитие рекламной деятельности;
  • Работа в режиме онлайн-общения.

Финансовые ресурсы:

Финансирование программы осуществляется из внебюджетных средств (складывается из спонсорских средств).

 

Исполнители программы

Реализацию Программы осуществляет методист Троицкой ЦБС.

Участники программы

Зав. филиалами МКУК ТМЦБ

Сроки реализации Программы : 2019 год.

Мероприятия, направленные на достижение поставленной цели

 

В рамках обучения каждого уровня занятия будут распределены следующим образом:

   1 этап:   лекция.

   2 этап: практическая работа сотрудников на компьютере, сопровождающаяся текущими консультациями.

   3 этап: краткий повтор темы.

   4 этап: индивидуальные консультации по возникшим вопросам в ходе самостоятельного использования программных продуктов.

   5 этап: итоговая проверочная работа.

1 УРОВЕНЬ. Базовый курс: начинающий пользователь ПК

Курс рассчитан на начинающих — тех, кто пока не работал на персональном компьютере, или пробовал, но чувствует себя неуверенно для самостоятельной работы.

Продолжительность: 30 академических часов

Каждому слушателю выдается конспект курса, списки рекомендуемой литературы.

В рамках базового курса библиотекари научатся:

  • уверенно общаться с персональным компьютером
  • самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы и сохранять их в памяти компьютера
  • работать с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память)
  • узнают об основных программах, необходимых пользователю
  • о файлах и папках, об антивирусных программах.

Занятие 1.Знакомство с компьютером

Занятие 2. Работа с ОС Windows

Занятие 3. Текстовый редактор Microsoft Word. Создание и редактирование текстового документа.

Занятие 4. Работа с устройствами внешней памяти компьютера (флэш-память). Как защитить флешку от вирусов.

Занятие 5. Как создать ПРАВИЛЬНУЮ презентацию. Компьютерный практикум «Углубление знаний по работе в программе PowerPoint».

Занятие 6. Компьютерный практикум «Простые решения сложных вопросов или особенности работы в Publisher».

2 УРОВЕНЬ – уверенный пользователь ПК 

                   Курс II уровня: Работа в интернете

Занятие 1. Знакомство с Интернетом.

Занятие 2. Электронная почта. Регистрация почтового ящика.

Отправка сообщения по электронной почте

Занятие 3. Знакомство со справочно-правовыми системами.

Занятие 4. Говорит и показывает Skype. Примеры использования программы Skype в  профессиональной деятельности

Занятие 5. Полезные ресурсы Сети: энциклопедии, полнотекстовые электронные библиотеки . Библиотечные блоги - одно из популярных особенностей эпохи Веба 2.0

Тема: Информационный поиск в Интернете.

Информационные ресурсы сети.

Организация киберпространства и гипертекстовые структуры. Общие принципы работы и средства поиска информации.

Классификация ресурсов по типу, назначению, доступности. Интернет для науки и образования. Справочные возможности Сети.

Технология информационного поиска.

Программы-роботы и индексация ресурсов. Методология (виды поиска, поисковые окна, 3 уровня поиска, анализ и использование результатов).

     Поисковые машины и web-каталоги.

Типология поисковых машин ("движки", мета-машины, порталы; специализированные машины).

Основные российские и зарубежные поисковые системы.

Поисковый язык. Поиск простой и расширенный.       Релевантность результатов. Популярность ресурсов.

Поиск разных материалов - новостей, картинок, etc.

Основные web-каталоги и порталы.

Вспомогательные сервисы - интернет-перевод, виртуальная клавиатура, конверторы (транслит) и пр.

Комбинированная работа с использованием преимуществ библиотеки (книжных и электронных фондов, справочного аппарата). 

Тема: Библиотечно-библиографические ресурсы Интернета.

Библиотечные и информационные учреждения.

Типология сайтов библиотечно-информационных учреждений. Управленческие структуры (правительственные организации, библиотечные ассоциации, общества). Коммерческие учреждения - разработчики оборудования и программного обеспечения (автоматизация библиотек), книготорговые фирмы, производители информации.

Библиотеки - национальные (государственные), университетские, отраслевые.

Библиотечные документы - нормативы, классификации, стандарты, форматы, методические материалы.

Электронные каталоги и другие ресурсы библиотек.

Каталоги библиотек с точки зрения пользователя. Каталоги РНБ (С.-Петербург), ГПНТБ (Москва), ГПНТБ СО РАН. Электронный каталог АКУНБ.

Библиотечные проекты, справочные ресурсы, электронные библиографии, базы данных.

Библиотеки традиционные и электронные.

Библиотечные проекты (AcqWeb, Digital Librarian, etс.) и страницы библиотекарей в Интернете.

Справочники, словари, web-энциклопедии.

Собрания электронных текстов (б-ка Мошкова и др.), различные технологические подходы к созданию электронных библиотек.

Электронные издания.

Курс II ступени: "Азы компьютерной графики для начинающих"

Продолжительность: 6 академ. часов (2 занятия по 3 академ. часа)

Программа:

I.   Понятие о компьютерной графике.

Графические файлы.

Разрешение и размер растровой графики.

Типы растровых файлов.

Графические редакторы

II.   Редактирование фотографий в программе Photoshop

Загрузка программы. Знакомство с инструментами программы Photoshop

Кадрирование фотографии

Изменение размера изображения. Подготовка фото для размещения в интернете или отправки по электронной почте

Удаление эффекта «красных глаз»

Тонирование фотографий. Преобразование цветных фото в черно-белые

Фотография в овале

Ретуширование фотографий. Инструменты «Восстанавливающая кисть», «Штамп» и «Заплатка»

«Быстрая ретушь» с помощью фильтров

Добавление надписи на фотографию. Эффект «Тень»